Послание Президента К.Токаева

12.09.2019-ғы № 9723 шығыс хаты

12.09.2019-ғы № 7864 кіріс хаты

І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.

1. «…мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно».

2. «Наш фундаментальный принцип: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».

3. «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это …цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами. Эта формула политической системы является основой стабильности государства».

4. «Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан»

5. «Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики».

6. «…необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».

7. «Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить своё решение именно в Парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах».

8. «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов».

9. «…начиная с 2020 года, мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников».

10. «К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25 процентов».

11. «Согласие между различными социальными и этническими группами – это результат усилий всего общества».

12. «... учитывая роль казахского народа как государствообразующей нации, продолжать укреплять межэтническое согласие и межрелигиозное взаимопонимание».

13. «Наша позиция: «Единство нации – в ее многообразии»!

14. «Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения».

15. «…для формирования активного гражданского общества необходимо повысить авторитет неправительственных организаций».

 

II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.

1. «Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.

Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений.

Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики».

2.«…необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу».

3.«Все противоречия и неясности законодательства должны трактоватьсяв пользу граждан».

4. «Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей».

5.«Необходимо восстановить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.

6.«Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.

Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия. Им не должно быть места в следственной практике.

Принцип презумпции невиновностидолжен соблюдаться в полном объеме».

7.«Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы».

8. «Образ полиции, как силового инструмента государства, будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности».

9.«Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы».

10.«Перед нами стоит задача формирования боеспособной армии на основе новой концепции».

11.«Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях».

 

III. РАЗВИТАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА.

1. «Если мы проведем необходимые структурные изменения, то к 2025 году сможем обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше».

2. «Экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций, внедрение искусственного интеллекта стали основными факторами глобального прогресса».

3. «Нам следует повысить производительность труда как минимум в 1,7 раза».

4. «Стратегическая задача – это укрепление авторитета страны в Центральной Азии в качестве регионального лидера».

5. «Количество государственных компаний можно и нужно сократить».

6. «Наша цель – обеспечить полноценное развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли государства».

7. «Экономика простых вещей» - это приоритетное направление нашей работы.

8. «Эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села».

9. «Малый, в особенности микробизнес,играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны».

10. «…государство продолжит оказывать поддержку бизнесу.На эти цели из Национального фонда выделено порядка 100 млрд.тенге».

11.«В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес».

12.«Поручаю Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года».

13. «С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса».

14. «Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля».

15.«Систему государственной финансовой поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритет новым проектам».

16. «Поручаю Правительству в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели (новые проекты - редакция) дополнительно 250 млрд. тенге в следующие три года».

17. «Нужно активно внедрять новые формы поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей».

18. «Следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики».

19. «750-летие Золотой Ордынужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе».

20. «Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов».

21.«Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.

22.«Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование».

23. «Необходимо серьезно активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых резервы дальнейшего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти».

24. «Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики».

25. «Наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры».

26. «Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты».

27. «Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг».

28. «Международный финансовый центр «Астана» мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Университетом».

29. «Мы имеем значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом».

30. «Мы должны поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году.Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза».

31.«Актуальной задачей является привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов».

32. «…наша задача – обеспечить эффективное использование земель».

33. «Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает».

34. «Повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно без организации надлежащих условий для качественной жизни на селе».

35.«Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».

36.«Нам предстоит решить крайне непростую проблему содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные стандарты, которые теперь следует внедрить в более чем трех тысячах опорных и спутниковых сельских населенных пунктах».

37. «Поручаю Правительству направить на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі» 90 млрд. тенге в следующие три года дополнительно к 30 млрд. тенге, выделенным в этом году.

Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.»

38. «…необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода».

39.«…поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года».

40. «Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок. Нацбанку до конца года необходимо завершить независимую оценку качества активов банков второго уровня».

41. «Что касается социального положения населения, Правительство должно проявить настойчивость в решении этого вопроса».

42. «Поручаю Правительству рассмотреть возможности стимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда».

 

ІV. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.

1. «Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем».

2. «В социальной сфере особое внимание следует уделить следующим направлениям.

Первое.Повышение качества образования.

Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.

Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.

Четвертое. Поддержка работников культуры.

Пятое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.

Шестое. Отдельно хочу обратить внимание на развитие отечественной пенсионной системы, в которой накопились серьезные проблемы».

3.Мы должны перейти к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся.

4. «…следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село» и продолжить работу на новом уровне. Поручаю Правительству со следующего года довести финансирование данной программы до 20 млрд. тенге».

5. «Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.

Поручаю Правительству разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Правительство и акимы должны также обеспечить таким детям возможность посещать кружки, центры и летние лагеря».

6. Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.

7. «Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей».

8. Президент РК «…поручил в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей в два газа. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25 %».

8. «Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть нашим приоритетом».

9. «Нам предстоит создать целостную программу по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.

Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тысяч детей.

Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП.

Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».

Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями.

Я говорил об этом в рамках своей предвыборной платформы. Теперь поручаю Правительству выделить на данные цели не менее 58 млрд. тенге в течение трех лет».

10. «Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации. Важно развивать массовый спорт среди всех возрастных групп населения.

Нужно обеспечить максимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей.

Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную нацию.

Необходимо законодательное обеспечение этого курса, а также принятие Комплексного плана по развитию массового спорта».

11. «2020 год объявлен «Годом волонтера». Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества».

12. «С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования».

13. «…государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн. тенге в течение следующих трех лет».

14. «…реализация ОСМС призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг».

15. «В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно более 2,3 трлн. тенге на развитие системы здравоохранения».

16. «Правительство должно со следующего года увеличить зарплату работников культуры».

17. Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан.

Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более».

18. «Наше государство по Конституции является социальным и поэтому должно выполнять свои обязательства перед гражданами.

Правительство в своей работе обязано исходить из этого принципа, а резервы необходимо находить за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и повышения доходов».

19. «В то же время нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввести гарантированный социальный пакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте.

Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года».

20. «Правительству совместно с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, разработать специальную программу вовлечения многодетных матерей в микро и малый бизнес, в том числе на дому».

21. «Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы».

22. «Поручаю Правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования».

23. «В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа».

 V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА.

24. «В этом направлении нужно сосредоточиться на следующих задачах.

Первое. Повышение эффективности работы местных органов власти.

Второе. Реформа системы межбюджетных отношений.

Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.

Четвертое. Развитие инфраструктуры».

25. «У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это – аксиома, но не реальность».

26.«Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.

Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов».

27. «Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически более самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует четко урегулировать в законодательных актах».

28. «Правительство должно принять действенные меры по управлению миграционными процессами».

29. «В своей предвыборной программе я отметил необходимость разработки единой жилищной политики.

Основной принцип – повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.

Правительству необходимо разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятие разрозненных между собой программ».

30. «Мое поручение Правительству – в течение трех лет решить вопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около 30 тысяч.

Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, надо дать возможность проживания на условиях социальной аренды.

На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше 240 млрд. тенге.

Следует разработать новые меры вовлечения частного бизнеса в эту работу, задействовать механизмы государственно-частного партнерства».

31. «Правительству до конца года следует создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «БақыттыОтбасы»».

32. «Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд. тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.

Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения этих средств».

33. «Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд. тенге.

Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей регионов.

Очевидно, что жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.

Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства».

34. В течение следующих трех лет будет выделено порядка 250 млрд. тенге на обеспечение наших граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения.

35. «В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлыжол».

Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.

На эти цели до 2022 года государство вложит более 1,2 трлн. тенге инвестиций».

36. «Правительству необходимо активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. В этом отношении одобрения заслуживает кампания «Бірге – таза Қазақстан!», которую нужно продолжить».

37.«Мы вступили в новый этап реформирования страны. Мы должны качественно выполнить поставленные задачи.

Каждый житель нашей страны должен почувствовать позитивные изменения».

38. «Мы хорошо знаем обо всех проблемах, которые волнуют народ».

39. «Казахстан – наш общий дом!»

40.«Конструктивный общественный диалог – основа согласия и стабильности».

41. «Нашим неизменным принципом остаются и крылатые слова Елбасы«Единство народа – наше самое ценное достояние».

42.«Согласие и единство, мудрость и взаимопонимание способствуют нашему движению вперед».